Лаборатория Владислава Быстрова
Семь мифов о безопасном вождении

Семь мифов о безопасном вождении

Раз за разом передвигаясь по одному и тому же маршруту, мы все чаще начинаем управлять автомобилем «на автомате», не задумываясь о знаках и разметке. Примерно то же самое происходит и по мере накопления опыта. Там, где начинающие водители десять раз подумают, автолюбители со стажем даже не увидят проблемы. Свой вклад в то, чтобы сделать нас легкомысленными и бесстрашными, вносят и многочисленные системы безопасности, устанавливаемые на современные автомобили. Как итог – вождение перестает восприниматься как что-то опасное, а водители начинают свято верить в то, что даже в случае их грубейшей ошибки электроника придет на помощь. Попутно в умах водителей откладывается множество мифов, развеять которые нам и предстоит.

Миф первый – я за рулем уже много лет и готов к любой ситуации. Опыт, конечно, вещь неоценимая. Но как показывает практика, у пожилых водителей за проведенные за рулем годы накапливается слишком много вредных привычек. И ничего общего с безопасным вождением они не имеют. Мало того – пожилые водители хуже адаптируются к современным скоростям и хаотичному движению в мегаполисах. Не помогает и излишняя самоуверенность опытных водителей. Зачастую из-за нее они управляют автомобилем слишком агрессивно или, напротив, – нарочито медленно.

Миф второй – ESP спасет всегда. Современные электронные системы действительно способны практически все сделать за водителя. Но в том-то и дело, что практически все. Исправить грубейшие ошибки и встать на пути законов физики не способна ни одна даже самая современная система. Та же ESP в первую очередь должна предотвращать неконтролируемые заносы автомобиля, но сделать так, чтобы автомобиль в повороте ехал значительно быстрее, а тем более избежать столкновения, она не может. Многие водители об этом просто забывают и зачастую неоправданно рискуют во время движения по скользким покрытиям.

Миф третий – подушки безопасности спасут жизнь. Подушки безопасности, вне всякого сомнения, полезное изобретение. Они действительно способны спасти жизнь в случае аварии. Но и они не всесильны. Все, кому довелось испытать работу подушек безопасности на своем примере, наверняка отлично помнят, чем все закончилось – обожженными запястьями, болью в ребрах, сломанным носом. И это при столкновении на относительно небольших городских скоростях. Если же скорость слишком высока, то замедление, испытываемое телом человека, настолько сильное, что подушка безопасности просто не в силах должным образом смягчить удар. И уж тем более она бесполезна, а скорее даже вредна, если водитель и передний пассажир не пристегнуты ремнями безопасности.

Миф четвертый – система ABS сокращает тормозной путь. Большинство водителей считают, что система ABS, которой оборудованы все современные автомобили, сокращает тормозной путь. А это значит, что дистанцию до идущего впереди автомобиля можно сделать гораздо меньше. Но не тут-то было. Суть работы антиблокировочной системы состоит вовсе не в сокращении тормозного пути, а в предотвращении блокировки колес. Необходимо это для того, чтобы автомобиль слушался руля даже во время экстремального торможения. Тормозной путь на некоторых покрытиях при этом, напротив, становится даже несколько больше.

Миф пятый – на автомобиле с полным приводом можно ехать быстрее. Полноприводные автомобили действительно гораздо интенсивнее разгоняются на скользких покрытиях. И это играет с водителями злую шутку – многие из них начинают думать, что и тормозят полноприводные автомобили лучше. На деле же оказывается, что никакого преимущества при торможении перед автомобилями с передним или задним приводом они не имеют. Такая же ситуация и при прохождении поворотов. Законы физики одинаковы для всех.

Миф шестой – держать руль можно одной рукой. Одна рука на руле, вторая – лежит на подлокотнике или держит мобильный телефон. Такую картину можно наблюдать повсеместно. В свое оправдание «однорукие» водители говорят, что их опыта вполне хватит, чтобы в случае чрезвычайной ситуации отрулить и одной рукой. Вот только когда на дороге вдруг неожиданно возникает препятствие, то оказывается, что сманеврировать в нужную сторону не получилось. Причина проста – подавляющему большинству водителей физически проще потянуть руку вниз. Если же отруливать приходится в другую сторону, то драгоценные доли секунды тратятся на перенос второй руки на руль и преодоление инстинктивного желания облегчить себе работу.

Миф седьмой – мотоцикл быстрее автомобиля. Мало кто сомневается, что по динамическим характеристикам мотоцикл даст фору большинству автомобилей. Вот только мы забываем о том, что кроме разгонной динамики есть еще и динамика тормозная. И здесь мотоциклы проигрывают. Даже самым современным для остановки со 100 км/ч требуется порядка 40 метров, в то время как для автомобилей это является обычным результатом. А по мере снижения водительского мастерства разница становится еще больше. Неопытному байкеру для остановки требуется уже 50-55 метров, а неопытному автомобилисту по-прежнему достаточно 35-40 метров. Проигрывают мотоциклы и при прохождении поворотов. Многочисленными тестами, проводимыми профессиональными спортсменами и автомобильными журналистами, доказано, что современный автомобиль может проходить повороты на большей скорости.


_______________
Удачи на дорогах!
Быстров В. В.